Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия
Документ Без Имени

Организационное поведение: источники, характеристика подхода

Чтобы получить представление о сфере организационного поведения, необходимо исследовать полидисциплинарное происхождение предмета. Как отмечает Дж.Д. Вуд, организационное поведение «выросло на почве общепризнанных, сложившихся академических дисциплин, хотя само к ним не относится, так как представляет собой набор слабо связанных друг с другом теорий, методов и направлений, которыми занимались теоретики и специалисты в области гуманитарных, естественных и общественных наук» (Вуд Дж. Д. Глубокие корни и жесткий выбор. В кн. Менеджмент/ Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. – С. 162-173).

Важный вклад в становление организационного поведения сделала психология. Психологические теории помогают объяснить и предсказать индивидуальное поведение. Многие из теорий, имеющих отношение к личности, установкам, научению, мотивации и др. нашли применение в организационном поведении для объяснения связанных с работой явлений, таких как удовлетворение работы, ответственность, прогулы, текучесть кадров и благосостояние рабочего.

Социологи, изучая структуру и функцию малых групп в рамках общества, способствовали росту понимания поведения и в контексте организаций. Вслед за социологами, ученые в области организационного поведения изучили воздействие структуры и организации работы на поведение групп, а также на индивидов в групповом контексте.

Многие из концепций и теорий, описывающих групповую динамику, процессы коммуникаций, принятия решения, конфликта, политики, которые используются в организационном поведении, возникли в социальной психологии.

Политология рассматривает, как различия в предпочтении и интересах ведут к конфликту и борьбе за власть между группами в пределах организаций.

Экономика объясняет, как соревнование за ограниченные ресурсы, внутри организации и между ними, приводит эти организации к усилению ответственности за эффективность и производительность (с учетом влияния ситуации на поведение индивидов и групп).

Кроме того, организационное поведение обращается к исследованиям антропологии для формирования понимания, как развиваются культуры и системы ценностей организации.

Организационное поведение берет выводы традиционных академических дисциплин и применяет их к практической стороне бизнеса. Научные теории становятся основой повседневной деловой жизни.

Основные ценности, характеризующие этот подход, включают (1) акцент на установлении причинно-следственных связей, (2) обязательство изменяться, (3) гуманистический подход к человеку, (4) забота об организационной эффективности и (5) стремление полагаться на эмпирические исследования и научный метод. В целом специфика организационного поведения как науки может быть охарактеризована следующим образом:

  1. это способ мышления;
  2. это междисциплинарный предмет; который имеет преимущественно гуманистическую ориентацию и
  3. ориентирован на поиск путей повышения результативности всех субъектов организационного поведения.

См. также:

Теории поведения человека

Структура факторов, влияющих на поведение индивида в организации

Эффективность организации


All rights reserved | Powered by EuroSigma