Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

 

Процесс восприятия

Восприятие (перцепция) - познавательный процесс,  посредством которого человек объясняет и понимает окружающее его. Узнавание объектов является одной из главнейших функций этого процесса. И люди, и животные узнают одни и те же объекты в своем окружении. Вы узнаете фотографию своего лучшего друга, собака может узнавать свою любимую пищу или игрушку. Чтение предполагает узнавание визуальных паттернов, репрезентирующих буквы в алфавите. Люди должны узнавать объекты, чтобы осознанно взаимодействовать с окружением. Но для организационного поведения более важна  социальная перцепция, чем восприятие объектов.

Изучение того, как люди воспринимают один другого, называется социальным познанием. Социальное познание является изучением того, как люди формируют представление о других людях и о себе самих. Оно фокусируется на том, как обычные люди думают о других людях и как они думают, что они думают о других...

Социальная перцепция представляет собой четырех стадийный процесс. Три стадии этого процесса - избирательное внимание /понимание, кодирование и упрощение, хранение – описывают, как специфическая социальная информация  формируется и хранится в памяти. Последняя, четвертая, стадия – отбор и ответ –  характеризует перевод ментальных репрезентаций в суждения об окружающем мире и решения.

Стадия 1. Избирательное внимание /понимание.  Люди постоянно бомбардируются физическими и социальными стимулами из внешнего окружения (рис.). Так как  возможность человека охватить поступающую к нему извне  информацию ограничена, он выборочно воспринимает отдельные стимулы. В этом процессе решающую роль играет внимание. Внимание - это активность индивида, направленная на то, чтобы стать сознательно осведомленным о чем-то или о ком-то. Внимание может фокусироваться на информации из внешней среды или находящейся в памяти. На восприятие влияют три группы факторов: характеристики объекта восприятия, индивидуально-психологические особенности воспринимающего.

 

Модель процесса восприятия

 

Рис. Социально-информационная модель перцепции как процесса

 

Характеристики объекта восприятия.  Исследования показывают, что люди имеют тенденцию обращать внимание на стимулы, выделяющиеся из окружения (фигура - фон).

Процесс выделения фигуры из фона (селекция стимулов) определяется следующими факторами:

  1. Сравнительная уникальность стимула (только один человек в группе этой расы, пола, цвета волос, возраста и пр.)
  2. Несвойственное для данного индивида (неожиданное поведение, изменение стиля одежды,  внезапное похудение и пр.)
  3. Необычное для лица этой социальной категории (президент фирмы приехал на работу на мотоцикле, профессор ходит на работу с рюкзаком)
  4. Необычное для людей в целом (ехать со скоростью 40 км при ограничении нижнего предела до 80 км/час.)
  5. Яркость (ходить постоянно в белом, яркий галстук на официальном приеме).
  6.  Быть экстремально положительным (выдающаяся известность) или негативным (причина несчастного случая)
  7. Доминирование в поле зрения (сидеть во главе стола).

Индивидуально-психологические особенности воспринимающегоУстановки, мотивы, интересы, опыт, ожидания, потребности и цели определяют, какие стимулы будут выделены из окружения. Наконец, фактом является то, что люди избирательно прислушиваются  только к той информации или тем людям,  мнение которых заведомо совпадает с их собственным. Человек не склонен искать информацию, противоречащую его позиции. Этот процесс уменьшает возможности для личностного развития.

Особенности ситуации . На то, чему человек уделит свое внимание, могут оказать влияние также и время, рабочее окружение, социальное окружение. Например, шаги за спиной воспринимаются по-разному в зависимости от времени суток, в хорошо знакомом и незнакомом местах.

Люди также воспринимают информацию, находящуюся за пределами сознательного внимания.

Стадия 2. Кодирование и упрощение. Информация не хранится в памяти в своей оригинальной форме - она интерпретируется и превращается в ментальные репрезентации – кодируется. Воспринимающий приписывает блок информации  к той или иной когнитивной категории. Под когнитивной категорией имеется в виду совокупность объектов, которые считаются однопорядковыми. Категориям присваиваются имена: собака, животное и пр.  Люди, события, объекты интерпретируются и категоризируются посредством сравнения их характеристик с когнитивной схемой (лает, как собака, машет хвостом, как собака, поворачивает голову, как собака, значит, это - собака).

Когнитивная схема представляет собой ментальную картинку личности, или сумму деталей события, или тип стимулов. Например, у каждого сформирована такие индивидуальные схемы как «посещение ресторана», «сдача экзамена» и пр.

Когнитивные категории нужны,  чтобы сделать схемы значащими, осмысленными. Когнитивная категория «профессор» включена в схемы «хороший профессор» и «плохой профессор». Когнитивная категория «методы преподавания» объединяет схему «лекция/обсуждение» и схему кейс-метода.

Стадия 3. Хранение и удержание . Эта стадия включает в себя хранение информации в долгосрочной памяти. Закодированная информация или стимулы отправляются в долгосрочную память. Долгосрочная память состоит из отдельных, но взаимосвязанных отсеков. Соединенные категории содержат различные типы информации. Информация перетекает между этими категориями. И, наконец, долгосрочная память состоит из трех отсеков, содержащих категории информации о событиях, семантических материалах, и людях.

Память на события. Эта часть памяти состоит из категорий, содержащих информацию о конкретных и изолированных событиях и общих. Информация в этих категориях хранится в хронологическом порядке.

Семантическая память. Семантическая память функционирует как словарь значений для интеллектуальной деятельности ума. Каждый концепт содержит определение и связанные с ним черты, эмоциональное отношение, физические поведенческие и характеристики. Так как значения являются схематической основой восприятия общих событий, они хранятся в семантической памяти как схемы.

Память на людей. Категории внутри этого раздела памяти содержат информацию об отдельных индивидах или группах людей.

Стадия 4: Отбор и ответ. Когда люди формулируют суждения и решения, в памяти производится просмотр и отбор хранящейся там информации, имеющей отношение к существу вопроса.

Таким образом, восприятие определяет то, как члены организации увидят, проинтерпретируют и ответят на увиденных людей и события. Например, если у менеджера дефектная схема того, что составляет хорошее в противоположность плохому выполнению работы, то это может привести к неточной оценке работы, разрушая тем самым мотивацию, приверженность и лояльность работников. Расистские или относящиеся к полу человека схемы специалистов, осуществляющих отбор персонала, способны нарушить правильность и законность решения о найме. Особенности восприятия сказываются и на оценке работниками эффективности своих руководителей. Так, по результатам исследований эта оценка в значительной степени определяется  их представлениями о хорошем и плохом руководителе. Кроме этого, необходимо помнить, что социальное восприятие – избирательный процесс, который может нарушить коммуникацию, и исходящую, и входящую. Сообщения интерпретируются и категоризируются в соответствии со схемами, сформированными в опыте жизни человека и находящимися под влиянием возрастных, половых, этнических, географических и культурных ориентаций. Эффективные коммуникаторы стараются приспособить свое сообщение к схемам восприятия реципиента. Это требует хороших навыков слушания,  наблюдательности и чувствительности к культурным особенностям.

На восприятие других людей влияют стереотипы, присущие индивиду как члену конкретной социальной группы.

Хотя восприятие индивидуально, можно выделить некоторые свойственные большинству людей и поэтому предсказуемые искажения восприятия - эффекты. Для повышения эффективности взаимодействия с работниками руководитель должен знать об этих эффектах.

Восприятие оказывает мощное воздействие на поведение. Яркой иллюстацией такого воздействия выступает самоисполняющееся пророчество.

И наконец, люди, воспринимая друг друга, не только как-то оценивают внешность, манеры, приписывают какие-то качества, статус и пр. наблюдаемым людям, но и стремятся к выявлению причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. Этот процесс называется каузальной атрибуцией.

 

 


All rights reserved | Powered by EuroSigma