Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Диагностика локуса контроля

Автором предлагаемого тест-опросника является американский психолог Юлиан Бернард РОТТЕР (1916 г.р.), специализирующийся в области методов психологической диагностики личности Он предложил и обосновал понятие локуса контроля, под которым подразумевается качество личности, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, то есть внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Вариант опросника в редакции Пантелеева С. Р. и Столина В. В. апробировался на выборке 300 человек, студентов различных вузов Москвы.

Инструкция:

Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым Вы больше всего согласны, и на отдельном листке бумаги напишите номер вопроса и рядом с ним букву выбранного утверждения. Выбирайте быстро - нет правильных и неправильных ответов, есть уникальные характеристики, присущие конкретному человеку.

Анкета

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней строгостью родителей;

    б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;

    б) людские невезения - результат их собственных ошибок.

3. а) большинство недостатков в сфере обслуживания связано с тем, что мы плохо боремся с ними;

    б) в ближайшее время улучшить сферу обслуживания почти невозможно.

4. а) к людям относятся так, как они этого заслуживают;

    б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. а) спокойная жизнь подчиненного всегда зависит от его отношений с начальником;

    б) у добросовестных подчиненных не бывает конфликтов с начальником.

6. а) жалобы на то, что требовательный начальник бывает несправедливым, редко бывают обоснованными;

    б) большинство подчиненных редко осознают, что оценка их работы часто зависит от настроения начальника.

7. а) без везения и поддержки трудно преуспеть в жизни;

    б) если способный человек немногого добился в жизни, значит он не использовал свои способности.

8. а) как бы Вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;

    б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности;

    б) человека определяет его жизненный опыт.

10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это произойдет обязательно;

     б) я убежден, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) у того, кто тщательно готовится, редко случаются неудачи;

      б) успех в каком-либо деле чаще определяется простым везением, чем тщательной подготовкой.

12. а) успех приносит тщательная работа, он редко связан с простым везением;

      б) чтобы преуспеть в каком - либо деле, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. а) мнение подчиненного будет принято начальником, если оно обосновано;

б) подчиненный практически не оказывает влияния на решения начальства.

14 а) чтобы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случайностей.

15. а) есть определенные люди, в которых нет ничего хорошего;

б) что-то хорошее есть в каждом человеке.

16 а) если принятое решение верно, то достижение эффективного результата редко зависит от обстоятельств;

б) очень часто мы можем принять какое-либо решение, не учитывая всех возможных обстоятельств.

17. а) кто станет руководителем или преуспеет в бизнесе, часто зависит от обстоятельств;

б) нужны специальные способности, для того, чтобы преуспеть в бизнесе и достигнуть успеха в жизни.

18 а) события в мире зависят от сил, которыми мы не можем управлять;

б) принимая активное участие в политике и общественных делах, люди могут контролировать события в политической жизни страны.

19. а) если в компании скучно, то значит в ней такие люди;

б) веселое и интересное времяпрепровождение зависят от нас самих.

20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;

б) не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;

б) обычно лучше всего скрыть свою ошибку.

22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям и не нравимся другим;

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. а) неприятности, которые с нами случаются, компенсируются удачами;

 б) большинство несчастных судеб - результат отсутствия способностей, невежества и лени.

24. а) преуспевающий, богатый человек - это тот, кто сам добивается поставленных целей, проявляет большое трудолюбие;

 б) для того чтобы хорошо устроиться в жизни, нужны, прежде всего, хорошие связи.

25. а) иногда я не могу понять, на основании чего начальство оценивает мою работу;

б) есть прямое отношение между моим усердием и оценкой моей работы, даваемой начальством.

26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;

б) хороший лидер в коллективе сам определяет, что нужно делать каждому.

27. а) добровольно работая, я обеспечиваю себе будущее, хорошее положение;

б) большинство великих научных открытий - результат непредсказуемого озарения.

28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;

б) немного пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. а) в последнее время неоправданно много внимания уделяется вопросам религии;

б) занятие спортом - лучшее средство для воспитания характера.

31. а) то, что со мной случается, - это результат моих собственных действий и поступков;

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.

32. а) рядовому сотруднику трудно понять, на основании чего начальство принимает решения,

б) чаще всего сотрудники сами виноваты, если к ним начальство применяет строгие меры.

 

Опросник содержит 32 пункта. Из них 26 рабочих и 6 маскировочных, ответы на которые не учитываются.

Подсчет осуществляется путем суммирования выбранных испытуемым утверждений по интернальной шкале. Каждое совпадение с ключом засчитывается как один балл.

 

Ключ опросника 

Интернальная шкала:

2б, За, 4а, 5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24б, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Маскировочные пункты:

1, 9, 15, 21, 26, 30.

 

Затем полученная сумма "сырых" баллов переводится в стеновые показатели.

 

Перевод "сырых" баллов в стены

Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сырые баллы

0-4

5-7

8-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-26

 

Если Вы получили от 1 до 3 стенов - это соответствует максимальному экстернальному локусу контроля, если от 8 до 10 стенов, то это соответствует максимальному интернальному локусу контроля, если от 4 до 7, то оба локуса контроля проявлены уравновешенно.

 

Интернальный локус контроля (внутренний)

Люди, обладающие интернальным локусом контроля, характеризуются как более ответственные и социально активные. Они более спокойны и уравновешенны в своем поведении, в их поступках меньше неожиданностей. В этом смысле они более предсказуемы, чем люди, обладающие экстернальным локусом контроля.

В ряде исследований отмечается, что указанная категория лучше адаптируется в незнакомой обстановке, проявляет более высокую психическую устойчивость в ситуациях, связанных с риском для жизни или здоровья. Интерналы, как правило, склонны продумывать свое поведение, менее импульсивны и подвержены сиюминутным влечениям, чем экстерналы. Они склонны планиро-

вать свою жизнь на достаточно далекую перспективу и стремятся добиться поставленной цели. При этом они убеждены, что все успехи зависят в первую очередь от них и, следовательно, надо проявлять упорство, делать все возможное для достижения желаемого результата.

Говоря другими словами, это люди, обладающие достаточной силой воли. Они в меньшей степени подвержены эмоциональным срывам.

Во взаимоотношениях с другими людьми интерналы проявляют дружелюбие, открытость. Они общительны и неконфликтны.

Выполняя какую-либо работу, поручение, интерналы, как правило, проявляют высокую ответственность, стремятся сделать все как можно лучше. Они инициативны, если дело, которое им поручают, привлекает их.

Замечено, что они в большей степени добиваются высоких результатов в учебе, чем экстерналы.

Таким образом, личность, имеющая интернальный локус контроля, характеризуется как более эмоционально стабильная, обладает более высоким уровнем нервно-психической устойчивости.

 

Экстернальный локус контроля

Люди, обладающие экстернальным локусом контроля, во всех своих неудачах, ошибках и просчетах, как правило, склонны винить окружающих людей или какие-то обстоятельства. Исходя из этого, они подозрительны, постоянно настороженны и склонны по-своему истолковывать действия других людей, находя в них постоянный подвох для собственной личности. Поэтому они малообщительны, замкнуты, сторонятся других людей. Считая себя постоянно правыми в конфликтной ситуации, способны легко пойти на обострение, агрессивны, не признают своей вины, даже если сознают ее. В целом они более конфликтны, чем интерналы.

Обладая достаточно слабой волей, после того как их постигает неудача в каких-либо жизненных стремлениях, они склонны впадать в депрессивные состояния, разувериваться в себе и в окружающих. Считают, что жизненные обстоятельства сильнее их.

В своих взглядах, мнениях о других людях проявляют упорство, с трудом меняют свою точку зрения. Как правило, у них отсутствуют твердые жизненные принципы, они поступают сообразно обстоятельствам. Склонны к обману.

В служебной деятельности мало инициативны, а в качестве руководителей чаще применяют авторитарные (жесткие) методы управления.

По сравнению с интерналами они более раздражительны, менее эмоционально стабильны, импульсивны. Склонны к эмоциональным срывам. Таким образом, экстерналы обладают меньшей нервно-психической устойчивостью, чем интерналы.


All rights reserved | Powered by EuroSigma