Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

 

Ошибки атрибуции

 

Ошибки атрибуции – это отклонения реальной казуальной атрибуции от “идеальных” моделей. Выделяют два класса причин, которые приводят к нарушению интерпретации наблюдаемого поведения. Это различия в имеющейся информации и перспективе наблюдения (фундаментальная ошибка атрибуции), а также мотивационные различия.

Фундаментальная ошибка атрибуции отражает тенденцию объяснять причины наблюдаемого поведения другого человека исключительно его личностными характеристиками, игнорируя важные факторы внешней среды, которые часто значимо влияют на поведение. Например, люди обычно верят, что криминальное поведение обусловлено врожденной нечестностью или пороками личности скорее, чем факторами социальной среды, такими, как высокий уровень безработицы, низкая обеспеченность жильем и пр.

 Мотивационные различия включают в себя мотивационную предубежденность, которая заключается в тенденции приписывать себе ответственность за успех в большей степени, чем за неудачу.

Эта ошибка ясно прослеживается в том, как студенты обычно объясняют результаты экзаменов. Отличники охотно объясняют свои результаты своими способностями и усердной учебой, в то время как троечники склонны сваливать все на пристрастность экзаменатора, невезение или плохие конспекты.

Мотивационная ошибка также проявляется в том, что индивид каждый раз так проводит атрибуцию, чтобы ее результаты не противоречили его представлениям о себе, чтобы подтверждать самооценку. Это хорошо иллюстрируется в таком эксперименте: испытуемые должны были научить считать двух учеников, якобы находящихся за стеклянной перегородкой с односторонней прозрачностью. Один из учеников не проявлял успехов в учении, другой очень быстро учился. Испытуемые - “учителя” склонны были приписывать ответственность за неуспешность в учебе ученикам, а успех - самим себе. В случае же, если испытуемым сообщали, что будет производиться видеозапись для последующего анализа, то атрибуция менялась – испытуемые чаще приписывали себе ответственность за неудачу, чем за успех «учеников», т.е. демонстрировали скромность и самокритичность, что также подтверждало их самооценку.

Вследствие мотивационной предубежденности очень трудно заставить кого-то взять на себя личную ответственность за ошибки в современных комплексных организациях.

Ошибка ложных корреляций заключается в том, что люди склонны рассматривать свое поведение как обычное, «нормальное», преувеличивая его распространенность. Так, в одном эксперименте прохожих просили походить 10 минут возле университета с плакатом «Ешьте у Джо». Те, кто соглашался, мотивировали это  тем, что в этом нет ничего особенного, и если человек отказывается, то, наверно, у него какие-то личностные проблемы. Те, кто отказывался ходить с плакатом, аргументировали свой отказ тем, что любой нормальный человек поступил бы так же. Таким образом, объяснения причин прямо противоположных форм поведения могут быть одними и теми же в результате ложных корреляций.

Ошибка априорных каузальных атрибуций. Всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания, т.е. каждая личность обладает сложившейся системой схем причинности, и всякий раз вместо поиска причин, объясняющих поведение другого, он  склонен просто вынимать из памяти одну из таких схем.

В заключение рассмотрим некоторые важные выводы из исследований атрибуции:

Люди формулируют спонтанные каузальные атрибуции в двух разных ситуациях: когда они сталкиваются с неожиданным событием (победа аутсайдера) и когда они не достигают своей цели, терпят крах (проигрыш на выборах).

Ошибки атрибуции постоянно имеют место.

Мета-анализ 104 исследований, охвативших в целом 15000 человек, выявил, что люди, которые объясняли свои неудачи отсутствием способностей (в противоположность невезению) переживали большую депрессию. Приписывание причин скорее везению, чем своим способностям, имеет тенденцию вызывать депрессию у людей, переживающих позитивное событие. Короче говоря, восприятие невезения может уменьшить муки негативного исхода, а восприятие везения уменьшает удовольствие от успеха.

Теория атрибуции имеет большое значение для менеджмента. Во-первых, менеджеры имеют тенденцию непропорционально часто объяснять поведение внутренними причинами, что имеет своим следствием неточную оценку проделанной работы, которая ведет к снижению мотивации работника. Никто не хочет считаться виноватым в ситуации, в которой действуют факторы, воспринимаемые исполнителем как находящиеся вне сферы его контроля. Далее, так как ответы менеджеров на выполнение работником задания соответствуют их атрибуциям, ошибки атрибуции могут вести к неадекватным действиям, таким, как повышение в должности, перемещение, увольнение и т.п. Это может резко снизить мотивацию и результативность работников. И, наконец, ожидания работников относительно собственной эффективности имеют значимое воздействие на мотивацию, результативность и такую установку личности как самооценка.


All rights reserved | Powered by EuroSigma