Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Внешняя среда  и структура  организации

Внешняя среда организации – это совокупность организаций, социальных групп и других факторов, оказывающих влияние на функционирование организации. Окружение организации принято делить на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия в соответствии со степенью влияния на операции организации. К основным характеристикам внешней среды относятся:

  • сложность -  количество факторов, которые организация должна учитывать, чтобы эффективно функционировать, и их вариативность;
  • изменчивость – скорость изменения тех или иных факторов и их влияние друг на друга;
  •  неопределенность – количество информации, которой располагает организация о том или ином факторе, и ее надежность.

Структурные типы организаций во многом зависят от того, в какой среде находится та или иная организация. Эффективность в этом случае зависит от того, насколько хорошо организация "вписывается" в окружающую ее среду.

 

Таб. Классификация внешней среды организаций

 

Простая

Сложная

 

 

 

 

Статичная

1 тип

Низкая неопределенность

Небольшое количество факторов и компонентов во внешнем окружении

Факторы и компоненты в какой-то степени схожи

Факторы и компоненты остаются в основном теми же самыми и не изменяются

Пример: индустрия безалкогольных напитков, бутылок, дистрибьюторы пива

 

2 тип

Умеренно низкая неопределенность

Большое количество факторов и компонентов во внешнем окружении

Факторы и компоненты не похожи один на другой

Факторы и компоненты остаются в основном теми же самыми

Пример: производство продуктов питания, бытовых приборов, университеты, химическое производство, страхование

 

 

 

 

Изменчивая

3 тип

Умеренно высокая неопределенность

Небольшое количество факторов и компонентов во внешнем окружении

Факторы и компоненты в какой-то степени схожи

Факторы и компоненты внешней среды находятся в процессе постоянного изменения

Пример: индустрия быстрого питания, производство игрушек, торговля через Интернет, модная одежда, музыкальная индустрия

4 тип

Высокая неопределенность

Большое количество факторов и компонентов во внешнем окружении

Факторы и компоненты не похожи один на другой

Факторы и компоненты внешней среды находятся в процессе постоянного изменения

Пример: индустрия коммерческих авиаперевозок, компьютерные фирмы, телефонные коммуникации

 

Роберт Дункан (1973) предложил модель для классификации внешней среды организации, в которой выделил два вектора ее характеристик: простота – сложность и статичность – динамичность (см. таблицу).

Горизонтальная ось характеризует степень сложности среды. Это измерение внешней среды определяется количеством факторов внешнего окружения, рассматриваемых при принятии решения: среда простая, когда количество факторов небольшое и они схожи. Сложность среды возрастает с ростом количества факторов, влияющих на функционирование организации, и  увеличением их разнообразия.

На вертикальной оси располагается второе измерение внешней среды организации – динамичность, отражающее степень изменчивости факторов во времени. Комбинация этих двух измерений внешней среды характеризует четыре ситуации, которые отражают возрастание степени неопределенности внешней среды организации.

Дункан считает, что внешняя среда большинства организаций сегодня характеризуется как в высшей степени неопределенная, сложная и изменчивая. Таким образом, сегодня – во времена  высоких темпов изменений – ничто не может не меняться, не может оставаться прежним. Даже в квадранте простая-статичная (таблица). Например, в течение первых 94 лет своего существования Кока-Кола производила только один напиток, а с 1980 года она стала производить семь видов безалкогольных напитков, включая Coca-Cola Classic, Coke и Cherry Coke. Несмотря на то, что она действует во внешней среде, которая может быть охарактеризована как простая и статичная, Кока-Кола становится компанией, ориентированной на риск и предприимчивость.

Группа организаций, сталкивающихся с неопределенностью от умеренной до высокой степени, должна постоянно стремиться быть гибкой, способной ответить на изменения, быть адаптивной. Усложнение среды обуславливает рост дифференциации - организация должна создавать новые подразделения для взаимодействия с новыми элементами внешней среды, что, в свою очередь, требует большей степени децентрализации, меньшей степени формализации и т.п. (см. типы структуры)

Таким образом, возрастание сложности и изменчивости внешней среды обуславливает тенденцию организаций становиться более органическими.

Далее:Технология и структура

См. также:  

Типы структуры

Структурирующие силы

Конструирование организаций

Структурные характеристики организации

Жизненный цикл организации

Размер организации и структура

Эффективность организаций

Структура факторов, влияющих на поведение индивида в организации


All rights reserved | Powered by EuroSigma