Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Организационная культура

Организационная культура является настолько существенным для эффективной деятельности любого предприятия фактором, что должен быть принят во внимание в любой из концепций организационного проектирования. Так же, как формирование личности немыслимо без перехода к абстрактному мышлению, развитие бизнеса рано или поздно потребует правильного понимания роли и умения применять в интересах дела такой достаточно сложный инструмент управления, как «организационная культура».

Что такое организационная культура?

Теория организационной культуры:

  1. пытается объяснять поведение внутри организации;
  2. пытается объяснять различия среди организаций;
  3. описывает то, как члены группы, находясь в повседневном взаимодействии,  понимают смысл их общего мира;
  4. культура предоставляет «линзу», посредством которой ее члены воспринимают, интерпретируют, взаимодействуют с реальностью и ощущают ее смысл;
  5. помогает объяснять образцы поведения и мышления, присущие индивидам и группам, с которыми эти индивиды ассоциированы.

В центе внимания теории организационной культуры находятся  ценности, отношения верования членов организации.

Основные понятия теории:

Организационная культура – интегрированный набор базовых представлений, которые данная группа изобрела, случайно раскрыла, позаимствовала или достигла каким-либо другим путем в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые достаточно эффективно послужили организации, чтобы быть признанными, действенными и достойными закрепления и преподавания новым поколениям членов организации.

Организационная культура – совокупность форм поведения, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым членами организации ценностям и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта (С. Мишон, П. Штерн).

Сильная организационная культура – культура организации, характеризующейся высоким уровнем сплоченности, ценностно-ориентационным  единством и  приверженностью  индивидов  коллективным целям.

Слабая организационная культура – культура организации, характеризующейся низким уровнем сплоченности, отсутствием ценностно-ориентационного единства и приверженности  индивидов  коллективным целям; как правило, состоит из субкультур подразделений различной силы, что может становиться источником ценностных организационных конфликтов.

Герои организации – индивиды, которые воплощают высочайшие идеалы организации. П. Питерс и Ф. Уотерман выделяют два типа героев: «рожденные герои» – основатели  компании и менеджеры, работники, которые за долгое время службы в наибольшей степени способствовали ее процветанию, и «герои ситуации»  – это работники, добившиеся наибольших успехов за определенный период времени.

Культура власти – культура, базовой ценностью которой является власть и достижение результата любой ценой.

Культура роли – базовой ценностью в такой организации выступает соответствие поведения ролевым ожиданиям (бюрократия).

Культура задачи – культура, базовой ценностью которой выступает достижение запланированных результатов, а не власть или соответствие роли.

Культура личности – культура, в которой считается, что главной задачей организации является всемерная забота о потребностях ее членов как основа ее успеха.

Бюрократическая культура – культура, присущая типичной американской организации (Оучи), которая характеризуется регламентацией всех действий  в ней при помощи правил и инструкций, единоличным принятием решения, личной ответственностью, внешним контролем поведения.

Клановая культура – культура типичной японской организации, в которой преобладает коллективное, семейное, начало, приоритет отдается не единоличному, а коллективному принятию решений и ответственности, поощряется самоконтроль;. не задается сверху, а формируется естественно-эволюционно, она более адаптивна к изменяющимся ситуациям.

Рыночная культура – культура организации Z (Оучи), т.е. организации, которая характеризуется политикой долгосрочного найма, относительно медленного продвижения в соответствии с умениями работника, а не стажа, самоконтролем, ограниченным политикой и правилами, участием работников в принятии решений, личной ответственностью руководителей, с системами вознаграждений, основанными на результативности.

 

Подробнее ...


All rights reserved | Powered by EuroSigma