Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Участие работников в управлении

Если рассмотренные выше техники управления поведением работников ориентированы на повышение субъектности индивида в процессе труда посредством большего разнообразия и лучшей организации его работы, то участие работников в управлении предполагает усиление интеграции работников в более высокие уровни – подразделение и организацию в целом. В ряде случаев это повышает мотивацию работников, а также способствует лучшей вертикальной и горизонтальной интеграции организации.

Существуют некоторые разногласия относительно значения партисипативного (от «участвовать») управления. Партисипативное управление можно определить как процесс, в котором работники  играют главную роль в:

  1. постановке целей,
  2. принятии решений,
  3. решении проблем,
  4. изменениях в организации.

Консультанты по управлению выявили формы поведения менеджеров, которые могут увеличить вовлеченность работников в перечисленные  виды деятельности. Менеджер способствует росту вовлечения подчиненных, когда:

  1. определяет ситуацию и решения, которые обеспечивают возможности для участия работников;
  2. активно поощряет участие персонала;
  3. создаёт атмосферу доверия и открытости;
  4. активно обсуждает информацию с персоналом;
  5. участвует в собраниях отделов;
  6. развивает командную работу с внешней средой;
  7. поощряет и использует различные точки зрения;
  8. обеспечивает группу достаточными ресурсами для самостоятельного выполнения задания;
  9. обеспечивает как положительную, так и отрицательную обратную связь с целью помочь работникам в развитии;
  10. учит работников технике решения проблем;
  11. усиливает участие работника в управлении;
  12. облегчает процесс достижения группового согласия;
  13. готов выслушать работника;
  14. показывает, что режим работы - основа командной работы.

Для того чтобы лучше понять, как и где применяется партисипативный менеджмент, рассмотрим его модель, а затем – результаты исследований, в которых проверяется технология партисипативного менеджмента, а также практические предложения для менеджеров.

 

Модель партисипативного менеджмента

Согласно теории потребностей А. Маслоу и модели характеристик работ, партисипативное управление должно увеличивать мотивацию, так как помогает работнику удовлетворить три основные потребности: в автономии, в значимости работы и в межличностном контакте.

Удовлетворение этих потребностей усиливает чувство признания и ответственности, безопасности, удовлетворённости и выявляет способности. В свою очередь, эти позитивные чувства гипотетически ведут к росту инициативы и результативности.

Модель партисипативного менеджмента включает три ситуационных фактора, вычленяющих ситуации, в которых партисипативный менеджмент эффективен.

Индивидуальные факторы, включающие ценности служащего, его установки и ожидания, влияют на то, как он воспримет партисипативный менеджмент. Некоторые люди не воспринимают положительно участие в управлении. Например, изучение 229 пар контролёров-подчинённых из большой фармацевтической компании показало, что партисипативный менеджмент был более успешен в среде работников, с неповторяющимися задачами, у которых потребность в независимости скорее высокая, чем низкая. У работников с низкой потребностью в независимости не возникло благоприятного отклика на привлечение к управлению (См.:: Kreitner R., Kinicki A. Organizational behavior. Boston: Homewood, 1989. С. 543).

Также партисипативный менеджмент, скорее всего, не будет иметь успеха, если работники не доверяют управленческому аппарату. В-третьих, партисипативный менеджмент более эффективен, когда организации сталкиваются с быстро изменяющимися условиями внешней среды, которые включают изменения технологий, государственных постановлений и конкуренции.

Обобщая опыт компаний, применяющих партисипативный менеджмент, эксперты предлагают две практические рекомендации. Во-первых, управленцы среднего звена склонны саботировать партисипативный менеджмент т.к. это уменьшает их значимость и власть. При введении программ партисипативного менеджмента очень важно обеспечить поддержку работников, у которых есть управленческие обязанности. Во-вторых, процесс введения партисипативного менеджмента должен быть управляем. Программа партисипативного менеджмента в Honeywell провалилась из-за того, что на начальных стадиях её внедрения программа не отслеживалась и не управлялась менеджерами высшего уровня.

 

Участие в собственности компании

В настоящее время ориентация на использование акций компаний в качестве стимула распространяется не только на наемный персонал компании. Директор одного из банков в Бостоне получает директорскую зарплату не наличными, а акциями банка. Использование акций в качестве стимула более чем что-либо другое объясняет успех США в проведении долгосрочных технологических инноваций.

Таким образом, за последние десятилетия менеджмент в США был подвержен значительной трансформации, хотя и не столь радикальной, как в бывшем СССР. Сейчас прилагается все больше усилий для создания климата, в котором менеджеры, равно как и возрастающее число сотрудников, будут вести себя так, как если бы являлись собственниками компании, укрепляя ее благополучие и конкурентоспособность на долгосрочной основе. Такой подход весьма отличается от господствовавшего ранее, когда успешно действующими считались менеджеры, которые добивались максимизации прибыли и стоимости акций компании в краткосрочном периоде. Не все корпорации отказались от этого, но достаточное их число переключилось на завоевание доли на рынке. В результате американская промышленность приобрела большую конкурентоспособность и характеризуется более высоким инновационным духом, утрата которого угрожала ей еще 10 лет назад.

 

Далее:

Научение и модификация организационного поведения индивидов

 

См. также:

Мотивация. Основные понятия теории мотивации

Управление мотивацией

Современнные техники мотивирования

Мотивирование посредством проектирования работы


All rights reserved | Powered by EuroSigma