Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Мотивация и побуждение

Побуждение является движущей силой любой человеческой активности и лежит в основе мотивации, интегрирующей активность индивида по отношению к поставленной цели. Силой пробуждать активность обладают потребности, интересы, система ценностей личности.

Потребность – это концепт, отражающий силу мозга, которая организует восприятие, мышление, волеизъявление и действие таким образом, чтобы изменить существующую неудовлетворительную ситуацию (Х. А. Мюррей).

Мотив – это отражение потребности в сознании, который изнутри побуждает человека к постановке цели и совершению необходимых для ее достижения действий (А. Левицкий). Т.е. мотив – это формулировка потребности, которая позволяет уяснить цель действия. В мотиве соединяются потребность и обобщенная ориентация относительно способов ее удовлетворения.

Мотивы и потребности проявляются в следующих формах:

  • в типичных образцах поведения или реакции;
  • в типичных способах действия;
  • в избирательности внимания - в поиске, избегании или отборе - и реагирования;
  • в характерных эмоциях и чувствах;
  • в удовлетворении при достижении определенного результата;
  • в неудовлетворении при неудаче в достижении определенного результата.

С понятием мотив и цель тесно связано понятие вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя, все то, что может удовлетворить ту или иную его потребность, реализовать его ценностные ориентации, интересы и пр. Вознаграждения бывают внутренние и внешние. Внутренние вознаграждения связаны с самой работой, ее содержанием и представляют собой психические состояния, имеющие положительную эмоциональную окраску, например чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Источником внешних вознаграждений выступает организация, которая предоставляет работникам зарплату, продвижение по службе, и пр.

Вознаграждения превращают цели в мотиваторы или стимулы, в зависимости от того, какого типа вознаграждения связаны с данной целью (являются целью активности индивида). Таким образом, понятия мотиватор и стимул отражают конкретные цели и ожидаемые вознаграждения, достижение которых является способом удовлетворения потребности, лежащей в основе мотива. Те или иные цели, задачи становятся мотиваторами или стимулами в результате такого процесса: когда человек, поставив перед собой какую-то цель, задачу и решив ее, удовлетворяет свою потребность, он будет стремиться и в будущем искать аналогичные цели, задачи.

Мотиваторами  могут выступать такие внутренние факторы, как:

  • ценности, представления о должном будущем и пр.;
  • сильная потребность в чем-либо;
  • интерес к конкретной, бросающей вызов силам и способностям человека цели;
  • ожидания получить желаемое в результате решения той или иной задачи;
  • гордость от награды, полученной в результате успешного решения той или иной задачи;
  • удовлетворение от хорошо сделанной работы;
  • достаточно сильное чувство;
  • привычки.

Стимулировать активность индивида могут такие факторы, как:

  • зарплата,
  • продвижение по службе,
  • символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет),
  • похвалы и признание,
  • дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки),
  • приказ, требование,
  • просьба, совет, убеждение,
  • манипуляция.

Мотивация – это готовность индивида действовать в определенном направлении, прикладывая достаточные усилия в течение необходимого времени под воздействием всей совокупности внутренних факторов, пробуждающих его активность.

 

Связь теорий мотивации с базовыми мотиваторами

Рис. Связь теорий мотивации с базовыми мотиваторами личности

 

В истории изучения мотивации она рассматривалась в самых различных аспектах, таких как: психосоциальный аспект (Юнг, 1971); аспект ожиданий (Врум, 1964); обусловленность потребностями (Маслоу, 1954; Макклелланд, 1961), внутренняя (изнутри индивида) мотивация (Деси, 1975; Катц  и Кан, 1978),  ценностная  обусловленность (Этциони, 1961; Келман, 1958), целеполагание (Локке и Лотман, 1984), обусловленность самоконцепцией (Брифф и Олдэг, 1981; Гекас, 1982; Снайдер и Вильямс, 1982; Салливан, 1989) и др. Однако результаты исследований по отдельным аспектам не обеспечивали целостного видения проблемы мотивации. В связи с этим Леонардом, Бивайсом и Сколлом (1998) была разработана модель, интегрирующая отмеченные подходы. В этой модели выделяются пять источников мотивации: внутренние процессы, инструментальная мотивация, внешняя концепция Я, внутренняя концепция Я, интернализация цели.

 

Таблица. Пять источников мотивации по Леонарду, Бивайсу и Сколлу

 

Тип мотивации

 

 

Источник

1. Внутренние процессы

2. Инструментальная мотивация

 

3. Внешняя концепция Я

 

 

4. Внутренняя концепция Я

 

5. Интернализация цели

Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности

Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких, как плата, премии и т.п.

Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидов или референтной группы

 

Желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей

 

Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям

 Источник: Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2001. – С.229

 

Рассмотрим содержание каждого вида мотивации, выделенного по ее источнику.

Мотивация, источником которой является сам процесс, имеет место, когда человек мотивируется к выполнению той или иной работы или к тому или иному поведению удовольствием, которое он получает от выполнения этой работы или от этого поведения.

Инструментальная мотивация связана с убежденностью индивидов, что их поведение будет вести к определенным последствиям, результатам, таким как денежное вознаграждение, карьерный рост и пр.

Мотивация, обусловленная внешней Я-концепцией, проистекает из внешних источников: человек ориентирован, прежде всего, на других, ища у них подтверждение своих черт, компетенции и ценностей. Идеальное Я усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Индивид ведет себя так, чтобы соответствовать ролевым ожиданиям членов своей группы, чтобы быть принятым и признанным в ней.

Мотивация, проистекающая из внутренней Я-концепции, имеет внутренние основания. Человек сам устанавливает, что ценно, важно, формирует собственные стандарты оценки, определяет черты, качества личности, стандарты компетентности и т.п. Эти черты, качества, стандарты, ценности и пр. становятся основанием его идеала, который затем мотивирует личность в ее стремлении достичь высоких уровней компетентности.

Мотивация посредством интернализации цели представляет собой результат усвоения индивидом аттитюдов и видов поведения, соответствующих его системе ценностей. Каждый работник верит в цель своего коллектива (интернализует ее) и поэтому мотивирован целью коллектива. В основе лежит желание достигать цели, соответствующие интернализированным ценностям.

Мотивация и направление приложения усилий...


All rights reserved | Powered by EuroSigma