Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Тема 6. Организационная система управления мотивацией

Термином мотивация в литературе часто обозначают два разных феномена: индивидуальную систему мотивов и систему управляющих воздействий, имеющих целью побудить другого к активности. Во втором случае правильнее использовать термины стимулирование и  мотивирование, которое не тождественно стимулированию. В основе разведения этих понятий лежат  положения теории Эдварда Деси.

В соответствии с теорией Деси, стимул – внешнее вознаграждение –  это, как правило, вознаграждения, гарантированные организацией за достижение определенных результатов, имеет тенденцию разрушать внутреннюю мотивацию. Не менее важно то, что во многих организациях существуют те или иные ограничения на материальное, а в ряде случаев и на социальное стимулирование, что снижает эффективность этого способа управления мотивацией работников.  Кроме этого необходимо помнить, что мотивированное поведение совершается под влиянием определенной потребности, а не под влиянием стимула. Мотивированное поведение – это всегда результат выбора, осознанного или неосознанного, а не механическое  следствие  подталкивания  палочкой-стимулом (Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2001. – С. 85). В связи с этим актуальным подходом к управлению мотивацией становится развитие внутренней мотивации работников, на смену стимулированию труда должно прийти  мотивирование работника.

Мотивирование – это такое управление мотивацией, в основе которого лежит экспертиза политик, процедур, правил и других регуляторов поведения членов организации на предмет их влияния на внутреннюю мотивацию, исключение тех из них, которые ее разрушают и разработка системы управления мотивацией работников как универсальной целостности. Многообразие источников мотивации индивида обуславливает и многообразие техник мотивирования персонала организации. Существующие техники представлены на рисунке 1, на котором отражена также связь этих техник с той или иной теорией и соответствующими мотивационным источником.

 

Техники мотивирования

Рис. 1. Техники мотивирования

 

Мы подробно остановимся на внутриорганизационной системе управления мотивацией персонала, которая должна включать в себя подсистемы:

  1. постановки цели;
  2. оценки работы;
  3. обратной связи и
  4. организационных вознаграждений.

Для построения системы управления мотивацией индивидов в организации в рамках управления по целям применяется алгоритм (рис. 2).

 

Алгоритм построения системы управления мотивацией

Рис. 2. Алгоритм вопросов для построения системы управления мотивацией индивида

 

Мы рассмотрим, как влияют на мотивацию эти такие обычные для любой организации инструменты управления. В результате изучения этой темы у вас должно сформироваться понимание, почему организационные системы контроля, распределения вознаграждений должны разрабатываться на основе тщательного анализа того, какое воздействие они окажут на поведение отдельных профессиональных групп работников; а также того, что обеспечивая систематическую обратную связь можно с небольшими материальными затратами получить рост результативности персонала.


All rights reserved | Powered by EuroSigma