Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Обратная связь

Обратная связь - это предоставление конкретному работнику или подразделению объективной информации об адекватности исполнения ими своих функций.  Не является объективной обратной связью такие субъективные оценки, как: «Вы плохо выполняете свою работу» или «Мы высоко ценим Вашу усердную работу». Адекватная обратная связь должна содержать объективную информацию о результатах работы работника или подразделения: единицы продаж, количество дней отсутствия, результаты контроля качества и пр.

Таб.  1. Почему выгодно использовать объективную обратную связь

  1. Достаточное количество данных - типичная организация производит великое множество объективных данных посредством финансовых, бухгалтерских и прочих процедур, отчетов в вышестоящие органы, которые могут использоваться в программах обратной связи.
  2. Небольшие вложения времени и денег - исследования показывают, что программы обратной связи, которые экономят в среднем 77.000 долларов в год, в основном обходятся менее чем в 1000 долларов на их развитие и осуществление.
  3. Естественные контролирующие связи - простое откровенное предоставление объективных данных о результатах работы не нуждается в использовании уловок таких, как лотереи или другие мотивационные техники.
  4. Быстрый результат - немедленное выполнение усовершенствований в работе является общим эффектом обратной связи.
  5. Подходит для организаций любого типа - Объективная обратная связь может использоваться в неориентированных на прибыль или государственных организациях, которые имеют строгие ограничения на стимулирование и вознаграждения.
  6. Дополняет другие техники увеличения производительности, продуктивности - ОС является существенной частью учебы, программ развития управления и мероприятий по организационному развитию.

Обратная связь инструктирует и мотивирует, служит вознаграждением или обещает его.

Рисунок 1 иллюстрирует, как обратная связь в соединении со стандартом и механизмом сравнения реального исполнения со стандартом может контролировать фактически любую систему. Возьмем для примера термостат. Отслеживая комнатную температуру при помощи датчиков (аналогично механизму сравнения реального со стандартом), он поддерживает оптимальную, установленную вами (стандарт выполнения работы).

  1.  

Функциональная модель обратной связи

Рис. 1. Функциональная модель обратной связи

 

Иерархия стандартов. Контроль посредством обратной связи становится менее механистичным, когда менеджер понимает, что работники чувствительны к разнообразным комбинациям стандартов трех типов - от общих до специфичных (рис. 1):

  1. Принципиальные стандарты (концептуальные или моральные).
  2. Программные стандарты (правила решения по принципу «если - то»).
  3. Стандарты действия (специфическое поведение).

Люди отличаются от машин их уникальной способностью понять, формализовать и действовать на основе общих моральных стандартов.

 

Модель обратной связи как процесса  воспиятия

Воздействие обратной связи на трудовое поведение более сложный, чем может показаться на первый взгляд, процесс (см. рис. 2).

 

Концептуальная модель обратной связи как процесса восприятия

Рис.2.  Концептуальная модель обратной связи как процесса восприятия

 

Источники обратной связи

Работники получают обратную связь от других - коллег, вышестоящих, подчиненных и от людей вне организации. Однако менее очевиден факт, что задача сама является готовым источником объективной обратной связи. Например, некоторые задачи, такие, как компьютерные программы или вождение самолета, предоставляют исполнителю обратной связи о том, хорошо или плохо они ее выполняют. Обратная связь от задачи эффективна, только если воспринимается как имеющая отношение к действиям воспринимающего, а не как результат технологии или действий других людей.

Третий источник обратной связи - сам человек, его Я, но самомнение или другие проблемы восприятия могут загрязнять этот источник. Люди с высокой самоуверенностью имеют тенденцию больше полагаться (доверять) личной обратной связи, чем те, у кого самоуверенность  ниже.  Хотя условия  различаются,  работник может подвергаться бомбардировке из всех трех источников одновременно. Это обусловливает необходимость защитных функций перцепции и когнитивного оценивания, чтобы помочь сортировать поступающую обратную связь.

 

Барьеры в обратной связи

 Как и в случае с другими стимулами, люди избирательно воспринимают обратную связь. Личностные характеристики, такие, как потребность в достижениях, могут определять желание получить обратную связь. Исследователями организационного поведения отмечается, что работники в организациях восточных культур больше ориентированы на получение обратной связи, чем западные. В неожиданных ситуациях потребность в обратной связи возрастает. Работники с большим стажем работы меньше стремятся получить обратную связь, чем молодые специалисты. Следовательно, менеджеры должны учитывать индивидуальную готовность к получению обратной связи, основанную на личностных и ситуационных переменных. Обратная связь должна соответствовать конкретному реципиенту.

 

Обратная связь: американский способ в сравнении с японским.     В духе гармонии в японской традиции - избегать прямого «нет» практически любой ценой. Они могут задать встречный вопрос, обещать ответить некоторое время спустя, изменить предмет разговора и даже внезапно покинуть комнату. Другой распространенный ответ - отсутствие ответа вообще, мертвое молчание. «Это вызывает у американцев чувство, что они уперлись в стену» - отмечает исследователь кросс-культурных переговоров Джон Пфейффер (1988).

 

Знак обратной связи - характеристика содержания обратной связи в оценочном смысле. Обратная связь может быть положительной или отрицательной. В основном, люди имеют тенденцию более точно воспринимать и отзываться на позитивную обратную связь, чем негативную. Обратная связь негативная или с угрожающим содержанием заставляет работника выдавать защитную реакцию.

Люди оценивают такие факторы обратной связи, как ее точность, надежность источника, справедливость системы оценки труда, свои ожидания и обоснованность стандартов. Любая обратная связь, которая не преодолеет одного или больше из этих барьеров, будет отвергнута или проигнорирована. Личный опыт в большой степени определяет значимость влияния этих факторов. Обратная связь из источника, не вызывающего доверие на основе опыта прошлых отношений, будет подвергаться сомнению.

 

Поведенческие исходы обратной связи

Так как обратная связь связана с процессом формирования целей работника, она включает следующие исходы: направление, усилия, настойчивость. Однако, если четвертый исход при формировании целей - формулирование стратегии достижения цели (план действий), то четвертый возможный исход обратной связи - сопротивление. Системы обратной связи, которые отдают манипуляцией или не проходят проверки системой восприятия и когнитивного оценивания, вызовут сопротивление.

Принятые в организации способы подачи обратной связи не могут рассматриваться как данность, особенно в ситуациях межкультурных взаимодействий.

Руководитель может значительно повысить эффективность своего воздействия на подчиненных, если будет следовать предложениям консультантов по управлению как правильно подавать обратную связь (таб. 2).

 

Таб. 2.  Как правильно подавать обратную связь

  1. Вербальная обратная связь желательна, даже когда невербальная положительна.
  2. Для формирования полной ясности и уверенности работника в правильности понимания им смысла вербального сообщения руководителя невербальная обратная связь должна подтверждать вербальную.
  3. Немедленная обратная связь почти всегда более действенна, чем отсроченная.
  4. Негативная обратная связь может быть лучше, чем отсутствие ее, но положительная обратная связь дает лучший результат.
  5. Люди имеют тенденцию дольше помнить то, что они услышали первым и последним в сообщении обратной связи.
  6. Если вы хотите, чтобы подчиненный реагировал на вашу обратную связь, вы должны направлять ее лично, а во многих случаях, приватно - подчиненному.
  7. Незначительный объем (количество) обратной связи является причиной малого доверия и может иметь результатом враждебность.
  8. Отсутствие обратной связи расценивается как одобрение или согласие с существующими идеями и поведением.

Последний компонент системы управления мотивацией - подсистема организационных вознаграждений. Разнообразные вознаграждения компенсируют сотрудникам их затраты (усилия, способности, время и пр.) на достижение организационных целей, и поэтому от правильной организации этой подсистемы будет зависеть эффективность остальных компонентов системы.


All rights reserved | Powered by EuroSigma