Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Научение как основа поведенческих изменений

В этой теме мы рассмотрим еще одну теорию, объясняющую причины (мотивацию) поведения людей воздействием на него предшествующих условий и его последствий, положительных или отрицательных для индивида, т.е. как результат научения.

Существует принципиальное различие между тем, что понимается под «научением» и «обучением». Когда используется термин «обучение», то подразумевается приобретение компетенции для осуществления каких-либо форм поведения, вне зависимости от того, осуществлялись ли они в действительности. Научение же само есть следствие опыта – человек «научается» новым формам поведения, когда пытается решить незнакомую задачу (например, снискать расположение нового руководителя), т.е. сделать что-то, чего раньше не делал и чему специально не обучался.

Научение представляет собой широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Это — перенос индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.    У животных научение осуществляется на основе врожденных инстинктов, структура которых может несколько перестраиваться под воздействием конкретных условий жизни.

Научение – относительно непрерывные изменения, которые происходят в поведении человека под влиянием получаемого опыта. Важно понимать, что, во-первых, научение включает в себя изменение. Во-вторых, оно основано на опыте. Наконец, в большинстве случаев, научение выражается в относительно стойких или необратимых изменениях форм поведения.

Выделяют следующие типы научения: классическое обусловливание (И. Павлов); оперантное обусловливание (Б. Скинер) и социальное научение (А. Бандура).

Классический условный рефлекс (классическое обусловливание)

Условный рефлекс – это поведенческий ответ на нейтральный стимул, который вырабатывается в процессе научения (опыта) как реакция на ассоциацию (соединение) со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию. Так звонок не удовлетворяет потребность в пище, но если его подавать систематически одновременно с пищей, то со временем организм научится реагировать на него, как на пищу (эксперименты И. Павлова).   И. Павлов изучил физиологические аспекты этого феномена на животных, среди психологов впервые этот вопрос исследовал Э. Л. Торндайк, сформулировавший в результате своих психологических экспериментов ряд законов, легших в основу так называемой теории подкрепления:

  • „закон упражнения“ - чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее;
  • „закон эффекта“ - поведение с желаемыми последствиями имеет тенденцию быть повторенным и наоборот.

Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения („закон эффекта“).

Оперантное обуславливание

Исследование оперантного научения основано, прежде всего, на работах Б.Ф. Скиннера (B.F. Skinner), физиолога, который экспериментировал в сфере теории оперантного обусловливания. После первой волны интереса к идеям рефлексологии, многие психологи отвергли ее в пользу когнитивных интерпретаций, которые основывались на таких переменных, как потребности, побуждения, аттитюды, восприятие. Однако Скиннер адаптировал эту теорию.  Он согласился с общей установкой, что основой наблюдения, первичной единицей анализа должно быть поведение.  Но вместо того, чтобы объяснять все поведение в терминах Стимул-Реакция, он утверждал, что большая часть человеческого поведение контролируется в основном его последствиями. По Скиннеру, поведение – это функция его последствий в противоположность предшествующим причинам стимуляции или принятому решению. Скиннер поддержал и уточнил закон эффекта Торндайка. В результате он соединил бихевиоризм и теорию подкрепления. Работа Скиннера показывает, что поведение может управляться с помощью его последствий для субъекта.

В своей книге 1938 года Скиннер указал на различия между  реакцией и оперантным поведением. Он назвал полученные не путем научения рефлексы, или Стимул-Реакция-связи, респондированным поведением (реагированием). Эта категория поведения охватывала небольшую часть поведения взрослого человека. Примеры: плач при чистке лука, отдергивание руки от горячего. Некоторые называют это Р-С моделью (реакция-стимул).

Управляемые типы поведения называются оперантами. Оперант усиливается или ослабляется в зависимости от событий, следующих за ним. Скиннер учил голубей ходить восьмерками, подкрепляя пищей каждое приближение поведения голубей к запланированному им. Примеры опрантного поведения у людей – выполнение работы, связанной с достижением цели, чтение бюджетного отчета, своевременный приход на работу, выслушивание жалоб клиента и пр.

В случае классического условного рефлекса поведение, которому надо учиться, уже присутствует у животного и надо выбрать подходящий стимул, чтобы вызвать его. А при оперантном научении у индивида может и не быть нужной формы поведения. Нет и определенных стимулов, автоматически вызывающих в качестве ответной реакции желательное поведение. Желательное поведение необходимо привнести, научить ему.

При оперантном научении выработка новых форм поведения осуществляется в результате закрепления тех действий, последствия которых для человека желательны, и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Оперантное поведение – поведение, которому индивид научается, когда он «оперирует» окружающим, чтобы получить желаемые последствия.  Индивид «научается», когда за проявлением им какого-то поведения следует некоторое событие, которое либо увеличивает, либо уменьшает вероятность повторения этого поведения. В этом случае все начинается с действия, совершаемого над объектом; оно вызывает какие-то последствия – желательные или нежелательные для индивида, -  от которых и зависит, будет ли индивид повторять это действие или, наоборот, избегать его. Таким образом, оперантное научение - это форма научения, которая характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.    Здесь подкрепляется действие, а не восприятие сигнала, как в классическом обусловливании. Большая часть научения, происходящего в организациях - это оперантное научение. Поведением можно управлять, изменяя его последствия с помощью поощрений и наказаний.

Социальное научение

Социальное научение – это процесс формирования поведения через взаимодействие когниций (ценностей, знаний, представлений и пр.), поведения и окружения человека посредством наблюдения им и подражания другим в социальном контексте.

Это направление исследований связано с именем психолога из Стэнфордского университета Альберта Бандуры, который опирался на идеи Скиннера, сначала когда показал, как люди вырабатывают новый тип поведения, имитируя ролевые модели (опосредованное научение – «на чужих ошибках») и позже, изучая когнитивную обработку предпосылок и последствий поведения.

Модель соц. научения

Рис. Базовая модель социального научения

 

В своем подходе исследователь за основу единицы анализа берет наблюдаемое поведение. Он также согласен, что поведение контролируется внешними предпосылками и последствиями. Однако Бандура удлинил скиннеровскую модель Р -С, подчеркивая, что когнитивные и ментальные процессы влияют на то, как люди отвечают на воздействия окружения (рис.). Он рассматривает внутриличностные факторы, тогда как оперантная модель личность оставляла вне сферы своего внимания. Это добавление к эволюции теории научения называется теорией социального научения.

Согласно Бандуре: «Теория социального научения подходит к объяснению человеческого поведения в терминах продолжающегося взаимодействия между когнитивными, поведенческими и внешними детерминантами. В пределах этого процесса имеется возможность для людей влиять на свою судьбу, а также этот процесс определяет пределы самодетерминизма. Эта концепция человеческого функционирования, таким образом, не ввергает людей ни в роль бессильных объектов, контролируемых внешними силами, ни в роль свободных деятелей, которые могут стать, чем захотят. И люди и их окружение взаимно обусловливают друг друга» (Albert Bandura, Social Learning Theory (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1977), p. vii). Таким образом человек и его окружение находятся в отношениях «реципрокного детерминизма» - мы контролируем свое окружение, например, отказываемся от скучного предмета в университете, в той же степени, в какой окружение контролирует нас, например, когда покупаем товар, который увидели по телевидению.

Применение бихевиоральной техники к повседневному поведению называется модификацией поведения и рассматривается в специальном разделе.

См. также:

Структура факторов, влияющих на поведение индивида в организации

Теории поведения человека

Организационное поведение


All rights reserved | Powered by EuroSigma