Карта сайта
 информационный портал руководителя организации
Теория менеджмента Школа руководителя Словарь руководителя Тесты Форум
Способности


Мотивация
Система оценки работы
Эффективность организации
Эффекты восприятия

Мотивация

Мотивация– это  понятие, которое используется в двух значениях:

  1. психологический процесс, который причинно обусловливает начало, направленность и настойчивость сознательных целенаправленных действий;
  2. готовность индивида действовать в определенном направлении, прикладывая достаточные усилия в течение необходимого времени под воздействием всей совокупности внутренних факторов, пробуждающих его активность.

 

Основные понятия теории мотивации

 

Теория мотивации основывается на следующих ключевых понятиях:

Гомеостазис – способность организма к сохранению баланса внутренней среды: организм автоматически предпринимает попытки восстановить равновесие, когда не хватает жизненно важных компонентов и система разбалансирована.

Потребность – это концепт, отражающий силу мозга, которая организует восприятие, мышление, волеизъявление и действие таким образом, чтобы изменить существующую неудовлетворительную ситуацию.

Мотив – это отражение потребности в сознании, который изнутри побуждает человека к постановке цели и совершению необходимых для ее достижения действий (А. Левицкий).

Побуждение – движущая  сила любой человеческой активности. Лежит в основе мотивации, интегрирующей активность индивида по отношению к поставленной цели. Силой пробуждать активность обладают потребности, интересы, система ценностей личности.

Мотиваторы и стимулы – любой  фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения.

Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя, все то, что может удовлетворить ту или иную его потребность, реализовать его ценностные ориентации, интересы и пр. Вознаграждения превращают цели в мотиваторы или стимулы, в зависимости от того, какого типа вознаграждения связаны с данной целью.

Валентность - характеристика исходов (вознаграждений) в теории мотивации В. Врума, отражающая потребности, предпочтения личности, значимость исходов для него.

Инструментальность - характеристика задачи в теории мотивации В. Врума, отражающая восприятие индивидом связи между выполнением задачи и исходом, что определенный исход соответствует определенному уровню выполнения работы.

Ожидания – в теории мотивации В. Врума – верования  людей, что определенная степень усилий будет сопровождаться определенным уровнем исполнения

Внешняя мотивация – это стремление совершать деятельность ради награды, которая последует за успешное выполнение этой деятельности.

Внутренняя мотивация, по Э. Деси, - это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.

Теория когнитивного оценивания Э. Деситеория, которая объясняет, как вознаграждения, основанные на результате, могут усиливать или разрушать внутреннюю мотивацию, влияя на ощущения человеком собственной компетентности и самостоятельности.

 

Подробнее о мотивации...

См. также:

Управление мотивацией

Современные подходы и техники мотивирования


All rights reserved | Powered by EuroSigma